Каждый миг в мире происходит что-то необыкновенное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, кто-то безнадежно больной вдруг выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу и вспоминают, как Христос воскресил Лазаря, превратил воду в вино, несколькими хлебами и рыбинами накормил многотысячную толпу…
Конечно же, для христиан эти библейские рассказы являются незыблемыми истинами, атеисты же все отрицают. Спор о существовании Бога ведется столько же, сколько существует религия. А что сказать о мирроточении? Действительно ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или просто чья-то мастерская шутка?
«Классическое», если можно так выразиться, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. Говорят, что обряд мирроварения установлен еще 12 апостолами, последовавшими за Христом. Основные компоненты его – масло и вино – варит на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении лично патриарх, а когда смесь загустеет, туда добавляют благовония. Полученную субстанцию разливают по освященным сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.
Если следовать логике, то мирроточение – это истечение из икон той самой, описанной выше субстанции. Однако… названо оно было лишь по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет совершенно ничего общего.
Первый, описанный на Руси случай мирроточения произошел в конце XIII века в Великом Устюге. В то время в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. В 1290 году он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, иначе погибните от огненного града», – но люди только посмеивались. Однако, как и предсказал юродивый, через несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча. Устюг погрузился во тьму, прорываемую лишь раскатами грома.
Каждый миг в мире происходит что-то необыкновенное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, кто-то безнадежно больной вдруг выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу и вспоминают, как Христос воскресил Лазаря, превратил воду в вино, несколькими хлебами и рыбинами накормил многотысячную толпу…
Конечно же, для христиан эти библейские рассказы являются незыблемыми истинами, атеисты же все отрицают. Спор о существовании Бога ведется столько же, сколько существует религия. А что сказать о мирроточении? Действительно ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или просто чья-то мастерская шутка?
«Классическое», если можно так выразиться, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. Говорят, что обряд мирроварения установлен еще 12 апостолами, последовавшими за Христом. Основные компоненты его – масло и вино – варит на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении лично патриарх, а когда смесь загустеет, туда добавляют благовония. Полученную субстанцию разливают по освященным сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.
Если следовать логике, то мирроточение – это истечение из икон той самой, описанной выше субстанции. Однако… названо оно было лишь по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет совершенно ничего общего.
Первый, описанный на Руси случай мирроточения произошел в конце XIII века в Великом Устюге. В то время в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. В 1290 году он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, иначе погибните от огненного града», – но люди только посмеивались. Однако, как и предсказал юродивый, через несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча. Устюг погрузился во тьму, прорываемую лишь раскатами грома.
Мирроточение - часть 2
Горожане бросились в храмы с молитвой и раскаяньем. Больше всего народа собралось в соборе, где перед иконой Благовещения истово молился Прокопий. И тут от иконы стало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Тогда же, практически мгновенно, тучи отошли от города, гроза разразилась в двадцати верстах и уничтожила целый лес. А миром, истекшим от иконы, мазались жители города, и многие «получали исцеление от всякой болезни».
Наиболее известной в наши дни является, пожалуй, Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мирроточившая на протяжении 15 лет начиная с 1982 года. Православные считают мирроточение этой иконы одним из величайших чудес прошедшего столетия. История ее считается чудесной. Хранитель иконы, Иосиф Муньос Кортес, преподававший в Монреальском университете историю искусств, в том году отправился в Грецию, на Афон, земную обитель Пресвятой Богородицы. Там, в Даниловом скиту на Афоне он увидел Иверскую икону Богородицы – список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе, но ему отказали. Однако на следующий день, когда Кортес собирался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.
24 ноября 1982 года Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необыкновенное благоухание – по иконе Богородицы текли ароматные струйки мира. Кортес отнес образ в храм, и с тех пор он мироточил ровно 15 лет, оставаясь сухой только одну неделю – в Страстную седмицу Великого поста, перед Пасхой. И все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии. Исцеления миром, вес которого за все годы в несколько раз превысил вес самой иконы, были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней. Но в 1997 году хранитель был убит в Греции, а следы иконы, о которой по сей день ходят легенды, затерялись, и ее никак не могут отыскать… Правда, существуют слухи, что мирроточить она перестала, когда погиб ее хранитель.
Мирроточение - часть 3
Есть и более загадочные случаи мирроточения. Так, каждый год на двадцать четыре часа засохшая кровь на дне пиалы, что хранится в неапольском соборе, вдруг обращается в красную жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 году. Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтверждают многие врачи и ученые, равно как и приверженцы католицизма. И объяснения этому феномену нет.
А 29 августа 1953 года беременная женщина по имени Антониетта Янузо, проживавшая в Сиракузах на Сицилии, обнаружила, что гипсовая статуэтка Девы с Младенцем… плачет. Местные церковные власти решили самолично убедиться в ее истинности, и когда образцы текущей из глаз Мадонны жидкости были проанализированы, то оказалось, что их не отличить от настоящих человеческих слез. Церковь тут же признала чудо и воздвигла раку, где пилигримы почитают статуэтку и в наше время.
Во всем мире известна и чудотворная икона «Возложение тернового венца на голову Спасителя», находящаяся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила всего три раза. В первый раз икона в храме Гроба Господня замирроточила в 1572 году. На месте нынешнего образа в то время находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники ужаснулись: фреска «ожила», по ней потекли струйки жидкости, похожие на кровь. А через несколько дней, 24 августа 1572 года, во время печально известной Варфоломеевской ночи в Париже была уничтожена практически треть населения.
Мирроточение - часть 4
Свидетелями второго мироточения «Возложения…» накануне Пасхи в 1939 году стали несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, а тот передал сообщение о знамении Папе Римскому. Мало кто не знает, что в сентябре этого года началась Вторая мировая война… А в апреле 2001 года свидетелями кровотечения стали не только руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан и Патриарх Иерусалимский Ириней, но и тысячи паломников со всего мира. В ночь со Страстной пятницы на Великую субботу, когда Ириней благословлял верующих, на плаще Христа появилась жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мирроточение продолжалось целый день и прекратилось перед самой Пасхой.
…11 сентября вследствие теракта обрушились нью-йоркские башни-«близнецы», унеся сотни жизней…
Перечислять случаи мирроточений можно бесконечно долго, и каждое из них будет отмечено своей собственной неповторимой историей. Но, продолжая тему иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя», хотелось бы отметить еще два грозных знамения, которые известны, пожалуй, каждому жителю СНГ. Так, начало кровопролитной войны в Чечне ознаменовалось тем, что в станице Зеленчукской заплакали в храме иконы «Скоропослушника» и «Иверская». Накануне начала учебного 2004 года тоже зарыдала икона – 1 сентября произошел захват заложников в осетинской школе. Действительно, прослеживается ничем не объяснимая связь между мирроточениями и трагическими событиями, и сразу вспоминаются слова стариков: если икона заплакала слезами или кровью – быть большой беде…
Мирроточение - часть 5
Мироточат, «плачут» иконы по всему миру, однако «рекордсменкой» в этой «области» чуда все-таки признана Россия. Однако есть и своеобразная общемировая статистика: если до конца XIX века «плачущие» иконы встречались крайне редко и считались божественными знамениями, то в конце прошлого – нынешнем веке количество мироточивых образов стало просто невероятным! Речь идет о тысячах и тысячах мироточивых ликах – в храмах, монастырях и даже квартирах простых верующих. Причем началось повальное мирроточение не только старых образов (ведь раньше это считалось привилегией лишь старинных, намоленных икон), но и молодых, написанных в XX веке. И объяснить это резкое увеличение, как собственно и сам факт мирроточения, полноценно не может ни церковь, ни, тем более, наука.
Интересно отношение к мирроточению религиозных и светских властей в России. До революции 1917 года существовал строгий порядок проверки таких чудес. Мироточивую икону сначала осматривала комиссия местной епархии, затем приезжали эксперты, назначенные патриархом. Если они тоже считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. Если и тогда икона продолжала мирроточить, то чуде объявляли официально.
Однако всегда самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а… сотрудники ближайшего полицейского участка, ибо спекуляций на вере прихожан всегда было предостаточно. Известен случай, как монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ Петра I. «Кровавые слезы» оказались всего лишь искусно подведенным через систему трубочек вишневым соком, и русский император издал тогда предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью»…
Сейчас по всему миру тоже существуют специальные комиссии по установлению чуда, в которые входят как богословы, так и ученые-химики и физики. В частности в России в 1999 году при отделе катехизации Московской патриархии была создана Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, которая исследует мирроточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота.
Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как вал церковных чудес стремительно нарастает) за первые пять лет ее работы таковы: происходит нечто необъяснимое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории христианской церкви… Выделены и две особо крупные волны мирроточений. Первая приходится на начало 1920-х годов. Петроградская, Псковская губернии, Украина, юг России, Дальний Восток, Приморье – здесь наблюдались десятки случаев обновления икон. Темные лики на образах просветлялись, становились яркими, сияющими. Это случалось и в храмах, и в домах простых верующих. А вторая волна – это наша с вами современность…
Мирроточение - часть 6
В целом же, мирроточение – это одно из немногих земных (или все-таки небесных?) чудес, которому ученые мужи никак не могут найти малейшего, сколько-нибудь правдоподобного объяснения. Есть только сухие факты и результаты анализов. Выглядят они так. Прежде всего стоит отметить, что название это общее, и существует, собственно, само мирроточение и его уже упоминавшиеся «подвиды», зависящие от того, какая влага выделяется из иконы. А вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до прозрачной росы, поэтому говорят о «елеточении» или «росоточении». Пахнет она розой, сиренью или ладаном, и запах густой, устойчивый, способный заполнить собой целую площадь. Также различаются мирроточение и слезоточение, выделяются в отдельную нишу случаи, когда иконы плачут кровью.
Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь, именно оно приводит к обновлению образов, когда краски неожиданно приобретают первоначальные насыщенные цвета… Мирроточат и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фотографии икон и даже металлические иконы. Замечена связь мирроточения с определенными событиями, но не только с катастрофами. Так, можно отметить случай, когда члены семьи Романовых были признаны мучениками, одновременно замирроточили многие образа, причем от литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери шел сильный запах любимых духов императрицы Александры Федоровны, позже переименованных в «Красную Москву». Зафиксированы и многочисленные случаи исцеления с помощью миро, в частности загадочная жидкость, собираемая с полутораметрового деревянного распятия в маленьком храме австралийского города Маунт Причард, почему-то лучше всего помогает от рака и астмы… А ее спектрографический анализ показал лишь, что по своему составу она схожа с оливковым маслом…
Состав миро – вообще тема для отдельного разговора. Так, Владимир Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИАН им. В. А. Стеклова рассказывает: «Мироточащая икона, на которой „из ничего“ образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? „Из ничего“ образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Возможно, мироточение – одно из таких проявлений. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знания, про которые мы вообще не можем сказать, откуда они. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».
А Московский патриархат, также занимавшийся анализом миро, сообщает, что «чаще всего это белковое вещество неизвестного происхождения». Лабораторные опыты показывают, что некоторые виды миро схожи по составу с известными маслами, другие представляют собой самые настоящие человеческие слезы или плазму крови. Одни из последних исследований были проведены в биологических лабораториях Киевского университета. Ученые делали анализ миро, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре, и оно оказалось веществом с большим содержанием белка, однако…. Все биологи затрудняются с его классификацией и говорят лишь одно: такое вещество может источать только живой организм… И в дополнение ко всем тайнам мирроточения прибавляется еще одна – неужели иконы живые?!
Источник: 100 удивительных загадок природы
Авторы: Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О.