С древних времен до наших дней в мире создано множество водных путей — искусственных каналов. Главные задачи таких искусственных водоемов — облегчение прохождения водного пути и сокращение расстояния. Самые известные каналы — Панамский и Суэцкий.
Панамский канал — искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Это один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Панамский канал считается настоящим чудом инженерного искусства. Один из его протоков отличается самой высокой пропускной способностью в мире.
Протянулся канал на 50 миль от Панамы (на побережье Тихого Океана) до Колона (на побережье Атлантического Океана). Он обеспечивает прохождение свыше 12 000 океанских судов в год.
История: Открывателем Панамы, сделавшим первый шаг по ее земле, был испанец Родриго де Бастидас. Он оказался тут в 1501 году. На том же корабле приплыл Васко Нуньес де Бальбоа с группой поселенцев, оставшихся в Панаме.
О возможности построить канал через Центральную Америку упоминал уже в 1550 году португальский мореплаватель Антонио Гальвао. Он доказывал, что этот канал существенно облегчит преодоление пути между атлантическим и тихоокеанским побережьем. Подходящим для этого местом он считал Дарьенский перешеек — узкую, 48-километровую полоску между Центральной и Южной Америкой. Испания, владевшая в ту пору американскими колониями, сочла это предложение невыгодным, так как это могло подорвать монополию страны на сухопутные пути в этих районах.
Наибольший интерес к этой идее возник во времена калифорнийской золотой лихорадки (1848 год). В 1850 году США и Великобритания (обе страны претендовали на владение каналом) заключили договор Клейтона — Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязывались гарантировать его нейтралитет. Согласно этому договору, обе страны на время прекращали захват новых территорий вокруг Панамы. Будущий канал объявлялся открытым для всех стран, которые пожелали бы присоединиться к его строительству.