Устройство любого микроскопа основано на принципе улавливания видимого света. Известно, что свет неравномерен: он состоит из потока огромного числа фотонов, квантовых частиц. Разрешающая способность, в свою очередь, определяется таким явлением, как дифракция.
Дифракция - это огибание препятствий волнами, то есть любое отклонение от распределения волн. В микроскопе дифракция определяет минимальное расстояние между двумя светящимися точками. Минимальное расстояние, на котором могут находиться эти точки - половина светового расстояния (длины волны света, которую излучают эти точки). Для примера: если длина волны составляет 630 нм, то разрешающая способность микроскопа будет не более 15 нм. Появляется необходимость в способе, при котором можно получить разрешение, превышающее дифракционный предел. Теоретически эта задача была решена. Для этого, нужно было научиться распределять больший поток квантовых частиц в меньшем слое. Область локализации этих частиц должна быть перпендикулярной их движению. Но возникла новая задача: как это осуществить на практике. И тут на помощь приходят плазмоны - квазичастицы (отличные от электронов, протонов и нейтронов), возникающие в результате колебания электронов относительно ионов. Плазмоны существуют только в целом веществе. Например, они содержатся в металле, но если металл нагреть до полного испарения, то, соответственно, никаких плазмонов здесь содержаться не будет.
Впервые плазмоны были обнаружены еще в 1902 году американским оптиком Робертом Вудом. Он обнаружил непонятные изменения интенсивности пучка света. Только в 1941 году удалось объяснить эти странные изменения. В конце 60-ых годов плазмонам нашлось применение: Андреас Отто предложил использовать их в оптике. В 1971 году Эрвин Кречманн предложил наносить плазмоны на тонкую проводящую пленку, которая в свою очередь будет наноситься на призму. Наконец, в 1988 году Вольфган Кноль и Бенно Ротенхойслер предложили использовать поверхностные плазмоны в микроскопии с помощью специально сделанной сетки. Результаты оказались впечатляющими: простота конструкции и высокое разрешение сделали микроскоп на поверхностных плазмонах незаменимым для таких областей науки, как физика, химия, медицина, биология и техника.