9891.jpg

Обсерватория Улугбека - одна из самых авторитетных обсерваторий средневековья. Построена Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424-1428 гг. Остатки обсерватории были обнаружены и исследованы в 1908 году русским археологом В. Л. Вяткиным.

Обсерватория Улугбека в Самарканде

Точное местоположение обсерватории найти помогло изучение одного документа XVII века: дарственной на земли для дервишской обители. В 1948 г. экспедиция Института истории и археологии Академии наук Узбекской ССР, руководимая археологом В. А. Шишкиным (1893—1966), завершила последний этап раскопок, обнажив фундаменты обсерватории и фрагменты здания вплоть до их основания на природной скале.

Реконструированная обсерватория имела вид трёхэтажной цилиндрической постройки высотой 30,4 м и диаметром 46,40 м. Внутри располагался ориентированный с севера на юг грандиозный угломер - секстант (или квадрант) радиусом 40,21 м. На нём производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан. Прибор открыт раскопками и хорошо сохранился в подземной части. Предполагается, что его дуга составляла шестую часть окружности с рабочей частью от 20° до 80°.

Дуга инструмента ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Каждому градусу соответствует интервал в 70 см. Вдоль барьеров идут кирпичные лестницы.

Азимутальные наблюдения могли производиться на горизонтальном круге на крыше здания. В обсерватории имелись и другие инструменты, которые не сохранились.

9891.jpg

Обсерватория Улугбека - часть 2

В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. Здесь к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. До сих пор современные астрономы сверяют свои наблюдения с этим каталогом. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58секунд).

b_350_0_16777215_01_http___s020.radikal.ru_i708_1310_eb_6cddc051acc6.jpg

Создатель обсерватории Мухаммад Тарагай Улугбек, внук Тимура (Тамерлана), родился в 1394 году, за 11 лет до смерти своего деда. Учителями царевича были писатель и философ Ариф Азари и крупный математик Казы-заде Руми, который впоследствии много сделал для обсерватории. Улугбек с детства проявлял большие способности и интерес к математике. На него произвели большое впечатление поездки вместе с Тимуром в Султанию, в Марат и посещение там Марагинской обсерватории, сооруженной азербайджанским ученым Насир ад-Дином Туей (1201—1274 годы). Скорее всего, именно там у мальчика зародился интерес к астрономии.

Став правителем Самарканда, Улугбек приступил к осуществлению своей давней мечты — созданию обсерватории. Главным своим консультантом в этом большом деле Улугбек называет Руми. «При помощи и содействии учителя, — пишет он, — великого ученого, несущего знамя науки, указывающего пути истины и исследования, Казы-заде Руми приступили к созданию обсерватории».

Обсерватория - постройка особого рода, и тут главная роль принадлежала не архитекторам, а ученым, определявшим размещение и размеры встроенных в здание инструментов, то есть Улугбеку и Руми. Надо сказать, что принятые ими решения были смелыми и оригинальными не только для своего времени. Строительство заняло около трех лет. К осени 1420 года (по другим данным - к 1428-1429 годам) здание обсерватории было достроено. Начался монтаж и выверка приборов. Этим по просьбе Улугбека занимался астроном и блестящий математик из Кашана Джем-шид Каши (1373—1430 годы).

Обсерватория Улугбека - часть 3

Научная программа обсерватории была рассчитана, как минимум, на 30 лет (период обращения Сатурна). Государственные дела и обязанности не позволяли Улугбеку постоянно вникать во все тонкости деятельности обсерватории. Но то, что астрономия не была для Улугбека минутным капризом, он смог доказать всей своей жизнью. Он настойчиво опекал свое детище, был вдохновителем и научным руководителем всех основных работ.

Первые десять лет существования обсерватории ею руководил Джемшид Каши. После его смерти этот пост занял семидесятилетний Казы-заде Руми. Но через шесть лет, в 1436 году, Руми тоже умер. Для обсерватории наступило критическое время. Улугбек даже думал свернуть наблюдения и издать таблицы в незаконченном виде, но молодой астроном из Самарканда Али Кушчи (1402—1474) сумел отладить работу и убедил Улугбека продолжить наблюдения.

Иногда пишут о том, что после убийства Улугбека в 1449 году обсерватория прекратила своё существование, а здание было разрушено религиозными фанатиками. Последние исследования показали, что всё было иначе. После смерти Улугбека обсерватория продолжала работать ещё 20 лет. И только в 1469 году, после убийства правителя Самарканда Абу Сайда его сыном Мирзой Султаном Ахмадом, положение ученых настолько ухудшилось, что Али Кушчи с учениками вынужден был покинуть обсерваторию и переехать в Герат. Там первым министром государства был выдающийся поэт Востока и государственный деятель тимуридского Хорасана Алишер Навои. Он оказывал протекцию и материально поддерживал учёных, мыслителей, художников, музыкантов и поэтов. Вскоре самаркандского астронома пригласили в Стамбул. Там Улугбек закончил и издал свои труды.

Астрономические таблицы, составленные в обсерватории Улугбека, пользовались заслуженной славой на Востоке и очень долго оставались непревзойденными по точности. В Европе они были впервые изданы в 1650 году.

Улугбек - реконструкция по методу Герасимова.

Похожие факты