Многие из современных ученых, не отрицая неоспоримых фактов, но и не желая признавать возможности существования «чудес» – явлений, не подлежащих действию законов, открытых материалистической наукой, – стараются дать рациональное объяснение некоторым удивительным вещам. Так, говоря о танцовщиках на углях, они утверждают, что те якобы перед процессией пропитывают ступни мазями и специальными солями, которые вызывают образование паровых подушек, предохраняющих ноги от ожогов.
Но ни один ученый еще не нашел формулы этой мази, имеющей такое чудесно-сказочное действие на живую ткань, и ни одному из них не удалось опытным путем доказать правильность своих теорий.
Вот уже более 700 лет жители деревни Айя-Элени, что в греческой Македонии, демонстрируют в день своей покровительницы, Святой Елены, и сына ее, равноапостольного императора Константина, удивительную способность ходить по раскаленным углям, не чувствуя боли. Люди говорят, что это им даровано свыше за то, что, услышав как плачут и зовут на помощь иконы в горящей церкви, они спасли их от огня. За это жителям-спасателям и их потомкам была дарована такая способность. Приготовления начинаются вечером накануне праздника Св. Константина (21 мая). Участники церемонии называются анастенаресы. Отличаются они своей глубокой религиозностью, духовными и моральными принципами и безупречным образом жизни. Чтобы посмотреть на необычную церемонию, собирается огромная толпа любопытных и приезжих.
После длительной молитвы и ритуальных танцев в часовне (одно время против этого выступала католическая церковь, но потом смирилась с «варварским обрядом») анастенаресы под аккомпанемент радостных и торжественных церковных песнопений выходят на главную площадь, которую огромное количество сожженного дерева превратило в сплошное поле горящих углей. Медленно и спокойно восходят они босыми на угли костра, держа в руках иконы и свечи. Иногда языки пламени вырываются из жара, но ни одежда, ни волосы не загораются от огня. Проходят также женщины и девушки в широких юбках. Некоторые испытывают удовольствие и задерживаются ненадолго среди раскаленных углей. Время такого пребывания может быть весьма длительным. Официально зарегистрировано пребывание анастенареса в середине костра более 30 минут!
Сходные обряды хождения по огню встречаются у многих народов: в Индии и Китае, в Японии и Болгарии, в Южной Америке, в арабских странах, в Африке. В разных местностях процессии немного различаются между собой, но общее впечатление остается таким же. Так, в книге В. Леруа «Люди-саламандры» приводится описание церемонии хождения по углям, состоявшейся в окрестности Мадраса (Индия). Здесь распорядителем церемонии был один мусульманин, который передавал всем, кто должен был пройти через пламя, невосприимчивость к огню, причем сам он ни разу к костру не приблизился. Одни шли в огонь добровольно, других он буквально толкал, и выражение ужаса на их лицах сменялось изумленной улыбкой. Музыкантов духового оркестра тоже заставили пройти сквозь пламя. Они были настолько взволнованы успехом, что повторили прогулку, трубя и ударяя по тарелкам, – это было зрелище, которое увидишь не каждый день. По словам епископа, поднимавшиеся языки пламени лизали инструменты и лица, однако их сапоги, мундиры и даже ноты остались нетронутыми.