Зимний дворец в Петербурге - представитель всего русского

Архитектура

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой Европе.


Особенности строения:

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Зимний дворец в ПетербургеКрасили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора — колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично — во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной — изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего — это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Похожие факты в этом разделе

Исаакиевский собор - Кафедральный собор в Санкт–Петербурге

Многотрудная история строительства Исаакиевского собора неотделима от истории Северной столицы Петербурга. Он хранит память и о державном основателе города, и о множестве...

Останкинская башня - интересные факты

Более 35 лет назад, 4 ноября 1967 г., в Москве зажглись цветные телеэкраны — начал вещание Останкинский телецентр с передатчиками и антеннами, расположенными на самой высокой в...

Поучительные факты о Невском проспекте

Какие названия носил Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга? В первые годы строительства Санкт-Петербурга будущий Невский проспект представлял собой широкую просеку,...

Храм Христа Спасителя в Москве - история и факты

Храм Христа Спасителя - главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.

Последние факты

6 Интересных фактов об IQOS 3

Наверняка вы не раз слышали об электронной системе нагревания IQOS. Кто-то из ваших друзей им пользуется или вы часто...

Ступы - древняя архитектура Индии

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил...

Аномальные облака - интересные факты

На протяжении тысячелетий, со времени появления письменности и до наших дней, люди сталкивались с необъяснимыми...