Кто первым совершил полет на аэроплане

Техника

Имени его мы не знаем, но братьев Райт он опередил лет на пятьдесят. Работал он на сэра Джорджа Кэйли (1773–1857), йоркширца-аристократа и пионера аэронавтики, первым проведшего настоящее научное исследование того, как летают птицы. Кэйли правильно описал силы «подъема, тяги и лобового сопротивления», управляющие полетом, благодаря чему смог построить ряд прототипов летающих машин.


Имени его мы не знаем, но братьев Райт он опередил лет на пятьдесят. Работал он на сэра Джорджа Кэйли (1773–1857), йоркширца-аристократа и пионера аэронавтики, первым проведшего настоящее научное исследование того, как летают птицы. Кэйли правильно описал силы «подъема, тяги и лобового сопротивления», управляющие полетом, благодаря чему смог построить ряд прототипов летающих машин.

Ранние образцы – с машущими крыльями (работавшими от паровых и пороховых двигателей) – Кэйли не удались, и внимание йоркширца переключилось на планеры.

В 1804 г. Кэйли демонстрирует миру первую модель планера, а спустя пять лет испытывает его полноразмерную модель – правда, пока без пилота. Потребовалось более трех десятков лет, прежде чем Кэйли наконец почувствовал, что готов доверить своему «управляемому парашюту» живого пассажира. И вот в 1853 г., в местечке Бромптон-Дейл, неподалеку от Скарборо, бесстрашный баронет убеждает своего упирающегося кучера порулить «диковиной» над долиной. Этот-то безымянный работник и стал первым человеком в истории, совершившим полет на аппарате тяжелее воздуха.

Кучер, как говорят, не впечатлялся. Свое резюме он выдал сразу по приземлении: «Я нанимался править лошадьми, а не летать». Современная копия планера Кэйли (экспонат Йоркширского воздушного музея) успешно повторила полет над Бромптон-Дейл в 1974 г.

Однако в наследство потомкам сэр Джордж оставил не только крылья. Своей работой над шасси планеров он в буквальном смысле переизобрел колесо. Потребность в чем-то легком, но прочном, способном амортизировать удар при приземлении привела изобретателя к идее колес, где спицы не были вырезаны из дерева, а держались натяжением. Впоследствии эти идеи трансформировались в создание колес для велосипеда и автомобиля – те, что широко используются по сей день.

Но и это еще не все. Кэйли оказался на удивление плодовит как изобретатель: его детищами стали остойчивые спасательные шлюпки, гусеницы для бульдозеров, автоматические сигналы для железнодорожных переездов, а также известные всем ремни безопасности. Что особенно примечательно – все свои изобретения Кэйли передал на общее благо, без всяких претензий на вознаграждение.

Братья же Райт свои знаменитые полеты совершили только полвека спустя – в 1903 г. И вдохновили братьев на это Джордж Кэйли и Отто Лилиенталь (1848–1896) – еще один невоспетый герой авиации, пруссак, известный как «король планеров». Именно он первым превратил полеты в систему: за десять лет до братьев Райт Лилиенталь совершил более 2000 полетов на планерах собственной конструкции, пока не разбился насмерть в 1896 г. Его предсмертные слова были простыми и трогательными: «Маленькие жертвы необходимы».

Источник:
Стивен Фрaй
Книга всеобщих заблуждений 2

Похожие факты в этом разделе

Интересные факты о кровообращении

Что вызывает покалывание? Обычное покалывание не имеет ничего общего с плохим кровообращением. Покалывание возникает, когда давление на ту или иную часть тела сжимает нервные...

Из чего состоит домашняя пыль - интересные факты

Состав домашней пыли досконально изучен, поскольку играет роль в аллергических реакциях человека. И мертвой кожи в ней не так уж и много. Получить значимые данные в таких...

Ориентирование в горах - интересные факты

Как определить, насколько высоко вы поднялись в гору? Заварить чай. Традиционный способ оценить высоту горы, когда вы на ней, – померить температуру в котелке с кипящей водой....

Где самое подходящее место для открытия новых видов?

У вас на заднем дворе. Можете смело отменять свою дорогостоящую (и, вероятно, опасную) поездку по Амазонке. В 1972 г. эколог Дженнифер Оуэн решила пересчитать обитателей своего...

Последние факты

Глаз Сахары - самый загадочный феномен природы

Так называемый Глаз Сахары - это огромное образование в мавританской части пустыни Сахара. Имеющая круглую форму с...

Тайны города Деринкую в Турции

Турецкая семья делала ремонт в своем доме в городке Деринкую, когда неожиданно обрушилась одна из стен, а их взору...

Озеро Церик-Кёль - удивительные факты

В горах Кабардино-Балкарии, в 40 километрах к югу от Нальчика расположены живописные Голубые озера. Это группа...