Кто изобрел паровую машину?

Техника

а) Джеймс Уотт.
б) Джордж Стефенсон.
в) Ричард Тревитик.
г) Томас Ньюкомен.
д) Херон из Египта.


Приз уходит Херону (иногда его еще называют Херон Александрийский) – причем лет за 1600 до машины Ньюкомена 1711 года.

Херон жил в Александрии примерно в 62 году н. э. и более известен как математик и геометр. Он также был большим выдумщиком и изобретателем, и именно его aelopile, или «ветровой шар», стал первой рабочей паровой машиной. Используя тот же принцип, что и у современного реактивного двигателя, движимый паром металлический шар раскручивался до 1500 об/мин. К сожалению (для Херона), никто не разглядел практической пользы изобретения, и потому его посчитали не более чем занятной причудой.

Удивительно (эх, знал бы об этом Херон!), но рельсовая дорога была изобретена 700 годами ранее коринфским тираном Периандром. Именуемая Диолкос (то есть «эллинг» или «стапель»), она тянулась на 6 км, перпендикулярно пересекая Коринфский перешеек (или Истмус), и представляла собой дорогу, мощенную пористыми известняковыми плитами. Посередине дороги шли две колеи, выдолбленные на расстоянии 1,5 м друг от друга. По этим колеям двигались колесные повозки, на которые погружались лодки. Их толкали бригады рабов, и все это вместе образовывало некий «земляной канал», являвшийся самым коротким путем между Эгейским и Ионическим морями.

Диолкос просуществовал почти 1500 лет, покуда окончательно не обветшал и не пришел в негодность в 900 году. После чего принцип железнодорожной колеи был напрочь забыт примерно на 500 лет: лишь в XIV веке кто-то догадался использовать его для вагонеток в угольных шахтах.

Известный историк Арнольд Тойнби написал замечательное эссе, где рассуждал, как мог сложиться ход истории, если бы соединились два изобретения вместе и дали миру глобальную греческую империю, основанную на сети быстрых железнодорожных сообщений, афинской демократии и религии буддистского типа, построенной на учении Пифагора. Мельком он даже ссылается на неудавшегося пророка, жившего по адресу: Назарет, Железнодорожная Выемка, дом 4.

Херон также изобрел торговый автомат – за пять драхм машина выдавала порцию святой воды – и портативное устройство, гарантирующее, что никто чужой не сможет отпить вина, которое вы принесли на вечеринку из разряда тех, куда каждый приходит «со своей выпивкой».

Источник:
Стивен Фрaй
Книга всеобщих заблуждений

Похожие факты в этом разделе

Кто сказал: «Пусть едят пирожные»

Опять ошибочка. Это была не она. Вы, вероятно, помните тот школьный урок истории, словно это было вчера. 1789 год. Французская революция в разгаре. Парижская беднота бунтует,...

Ещё факты об адмирале Нельсоне

Какими были последние слова адмирала Нельсона? «Drink, drink. Fan, fan. Rub, rub»[12]. Именно такими были самые последние слова, произнесенные умирающим адмиралом. Ему было жарко...

Как "говорят" животные в разных странах

Кто делает «хынк-хынк»? Албанская свинья. Албанские собаки делают «хам-хам». В Каталонии собаки лают «бап-бап». Китайские говорят «ванг-ванг», греческие – «гав-гав», словенские –...

Интересные факты о совах Шекспира

Какая сова кричит «у-хи, у-ху»? Уильям Шекспир первым использовал фразу «у-хи, у-ху» в стихотворении «Зима», завершающем пьесу «Бесплодные усилия любви» (1595):

Последние факты

Ступы - древняя архитектура Индии

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил...

Аномальные облака - интересные факты

На протяжении тысячелетий, со времени появления письменности и до наших дней, люди сталкивались с необъяснимыми...

Аргентина - подборка интересных фактов

Много ли мы знаем об Аргентине? А между тем, это восьмое по размерам государство, политические партии в нём имеют свои...